В виду того, что рассказ о "восстановленой" пробке набрал высокую популярность, я решил порисовать его сюда.
Речь идёт о пробке DIAM, хотя сама суть производства отражает любую восстановленую пробку.
Если коротко - DIAM, сокращённо от Diamant. Одноимённого названия компании и запатентованной в 2003 году технологии, которая позволяет удалять вещества ответственные за "корковые болезни". Т.е. спасти вас от аромата пыльного чердака в вашем Бароло.
Разберём по порядку.
Натуральные пробки вырезают из коры пробкового дуба Querqus suber. Его кора уникальна во всех смыслах, но к сожалению, глубоко в порах содержит TCA - Трихлоранизол. Оно, и некоторые другие вещества, придают вину ароматы бабушкиного набора трав от ревматизма.
В среднем 5% вин закупоренных натуральной пробкой страдают этими болезнями, а это очень большая проблема для винного бизнеса.
Пробки пытались нагревать, варить, облучать микроволнами (немецкая пробка delfin). Результаты обнадеживают, но успеха на горизонте не было до 2003г. Когда французская компания DIAM патентует свою технологию.
Происходит все таким образом:
Кора дуба после среза измельчается в порошок, проходя несколько стадий отбора, и по итогу остаются лучшие, из непосредственно клеток пробки - феллемы, слоя коры, стенки клеток которого полностью пропитаны веществом под названием суберин. Это вещество делает клетки пробки упругими и водо-газонепроницаемыми, но вот беда - TCA никуда не делся.
На помощь приходит дикая физика.
Мало кто знает, что некоторые вещества при очень специальных условиях способны находиться в так называемом "сверхкритическом состоянии" - состоянии, при котором плотность вещества фактически равна его плотности в жидком состоянии, а вязкость и поверхностное натяжение - как у газа. Так вот при очень высоком давлении (более 70 атмосфер) и достаточно низкой температуре самый обычный углекислый газ приходит в такое сверхкритическое состояние.
В этом состоянии он сохраняет проницаемость газа, поэтому с легкостью заполняет все мельчайшие полости в любом объеме любого твердого порошка, как бы мелко он ни был измельчен, как наша пробка.
Сверхкритический углекислый газ нетоксичен, при снижении давления мгновенно переходит в обычную газообразную форму, не оставляя никаких следов и унося с собой все, что было экстрагировано из обработанного материала. В пищевой индустрии это свойство известно уже довольно давно - при его помощи, например, производится экстракция кофеина из молотых зерен кофе для получения "декафа". Проходя через него , CO2 извлекает более 150 различных летучих веществ, в том числе и трихлоранизол, тетрахлоранизол, триброманизол, другие галоанизолы, а также прочие вещества, могущие изменить (испортить) аромат вина. Пропускаемый через порошок углекислый газ откачивается, конденсируется и все летучие вещества, находившиеся ранее в пробке дуба, оказываются извлечены
Тут нудятина заканчивается.
В очищенный порошок, в специальных формах, добавляют эмульсию пчелиного воска и связующее вещество, состоящее на 100 % из полиолов растительного происхождения. На выходе мы получаем неотличимые друг от друга пробки, сохраняющие все свойства натуральной пробки, но при этом полностью лишённые болезней, запахов, и не рассыхающиеся мо временем. Сейчас DIAM производят 2,4 миллиарда пробок каждый год для 16000 активных клиентов в 80 странах.